Главная / Публикации / Д.В. Марьин. «Несобственно-художественное творчество В.М. Шукшина: поэтика, стилистика, текстология»

4.1.2 Источники

Вопрос об источниках текстов автографов В.М. Шукшина тесно связан с проблемой их происхождения и предполагает выяснение обстоятельств возникновения дарственных, памятных и т. п. надписей, принадлежащих писателю. Иными словами исследователю необходимо установить: где, когда, кому дан автограф, вид источника (книга, фотография и др.). Точное выявление этих данных, с одной стороны, необходимо для правильной атрибуции, что позволит отчасти исключить возможные подделки. С другой стороны, что более важно, открывается возможность выявить круг общения В.М. Шукшина, характер его отношений с адресатом, отдельные факты творческой и общественной деятельности алтайского писателя, ее географию и социокультурный фон. Так, например, известно, что в апреле 1974 г. Шукшин находился на лечении в одном из санаториев Железноводска. Однако сохранившаяся запись в книге отзывов музея М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, принадлежащая Шукшину (С глубоким волнением, с грустью дышал воздухом этого домика. 14 апреля 1974 г. [Шукшин, 2009, т. 8, с. 299]), свидетельствует о том, что писатель выезжал за пределы Железноводска, в частности, бывал в соседнем Пятигорске1. Исследователям жизни и творчества В.М. Шукшина известно о конфликте между ним и актером Л. Куравлевым, возникшим после отказа последнего сняться в фильме Шукшина «Печки-лавочки» (1972) [Коробов, 1984, с. 175]. Но автограф алтайского писателя на книге «Характеры», подаренной Куравлеву в день своего рождения, говорит о том, что хорошие отношения между этими людьми сохранились несмотря ни на что: Лёне Куравлёву с глубоким уважением, с любовью, 25 июля 1973 г. Москва. В. Шукшин [Шукшин, 2009, т. 8, с. 298].

Информация о происхождении автографа в ряде случаев помогает интерпретировать его смысл. Так дарственная надпись на сборнике «Земляки», подаренном Шукшиным Л.А. Новак достаточно кратка и малоинформативна: Лидии Андреевне — с глубоким уважением и признательностью за помощь. Март 1971. В. Шукшин. Москва [Шукшин 2009, т. 8, с. 297]. Л.А. Новак (р. 1924) — в 60—70-е гг. заведующая отделом досоветского периода, затем заместитель директора по научной работе Новочеркасского музея истории донского казачества. «За помощь» — означает многолетнее и исчерпывающее научное консультирование В.М. Шукшина во время его приездов в Новочеркасск в 1966, 1970 и 1971 гг. в процессе подготовительной работы над художественным фильмом о Степане Разине. Автограф на фотокарточке В.М. Шукшина, присланной матери — М.С. Куксиной — гласит: «Маме, милому моему министру, от сына для памяти. Г. Москва, институт кино, 13 ноября 1954 г.» [Шукшин, 1999, фотовкладка]. Правильно интерпретировать фразу Шукшина «милому моему министру» можно лишь обратившись к отрывку из письма будущего кинорежиссера к матери, написанного в октябре 1954 г.: «Недавно у нас на курсе был опрос: кто у кого родители, т. е. профессия, образование родителей студентов. У всех почти писатели, артисты, ответственные работники и т. п. Доходит очередь до меня. Спрашивают: кто из родителей есть?

Отвечаю: мама.

— Образование у ней какое?

Два класса, отвечаю. Но понимает она у меня не меньше министра. Смеются» [Шукшин, 2009, т. 8, с. 211]. Таким образом, данный автограф дополняет письмо хронологически и информативно, в то время как само письмо является ключом к адекватному прочтению дарственной надписи.

Необходимым условием является и описание источника, на котором сделана надпись рукою Шукшина. Кроме решения сугубо атрибутивных задач, эта процедура может дать косвенные сведения об отношении В.М. Шукшина к адресату. Например, большинство из известных нам автографов Шукшина — дарственные надписи, сделанные автором на своих книгах (т.е. автором которых являлся сам Шукшин). Вместе с тем, есть автографы, оставленные писателем на «чужих» книгах, которые явно были приобретены Шукшиным специально в качестве подарка. Так, например, дарственная надпись И.П. Попову — троюродному брату В.М. Шукшина, художнику: Братке — Ване на память. И на пользу. Янв[арь] 1970 г. Москва. В. Шукшин [Шукшин, 2009, т. 8, с. 298] — сделана писателем на книге «Лубок: Русские народные картинки XVII—XVIII вв.» (Сост. Ю.М. Овсянников. — М.: Советский художник, 1968). Подаренную художнику Ю.Н. Ларину2 по случаю дня рождения книгу Н.Н. Померанцева «Русская деревянная скульптура» (М.: Советский художник, 1967) алтайский режиссер и писатель надписал таким образом: Юрию Николаевичу — в день рождения, с любовью и уважением. В. Шукшин. 9 мая 1971 года [Лебедев, 1997, с. 29]. При этом Шукшин указал истинное отчество Ларина — Николаевич, которое тот долгое время тщательно скрывал от посторонних, взяв фамилию матери и отчество по отчиму (Борисович), опасаясь гонений в связи с репрессированным отцом (см. сноску). Эти факты могут говорить о том, что Шукшин в обоих случаях тщательно выбирал подарок и косвенно свидетельствовать об уважении к адресату. Несколько автографов Шукшина к одному адресату (например, к А.Д. Заболоцкому) позволяют, хоть и в общих чертах, сделать вывод о характере, психологических особенностях этого человека. «Надписи на книгах, подаренных человеку, тоже отражают разные его грани, воссоздают облик ушедшего человека» [Кузьмина, 2014, с. 518].

Точное указание на источник конкретного шукшинского автографа приводится в девятом томе новейшего собрания сочинений писателя [Шукшин, 2014, т. 9, с. 173—191].

Примечания

1. О достаточно насыщенном графике пребывания Шукшина в санатории свидетельствует и такой факт. Газета «Кавказская здравница» (Пятигорск) в номере от 9 апреля 1974 г. в краткой заметке Ю. Самойлова под заглавием «Рассказывает Василий Шукшин» сообщала о встрече В.М. Шукшина с отдыхающими одного из санаториев Железноводска: «Имя режиссера, писателя, артиста Василия Шукшина известно миллионам любителей киноискусства. Образы, созданные Шукшиным, — это всегда правдивые человеческие характеры, люди, взятые из гущи жизни. И вот новая работа — фильм «Калина красная», где социальная заостренность темы идет рядом с талантливым видением режиссера, правдивой игрой исполнителя главной роли. Все три дела, без которых немыслим любой фильм, — автор сценария, режиссер, актер — воплотились в одном человеке — Василии Шукшине. На встрече с отдыхающими санатория «Дубовая роща» он рассказал о работе над фильмом, о том, где и как проходили съемки. Здесь же, в клубе здравницы, присутствовала и исполнительница роли главной героини этого фильма артистка Лидия Федосеева».

2. Ларин Юрий Николаевич (р. 1936) — российский художник, педагог. Сын видного советского политического деятеля Н.И. Бухарина, расстрелянного в 1938 г. Зять О.М. Румянцевой, которая сыграла в жизни В.М. Шукшина важную роль (см. об этом: [Гришаев, 1994, с. 134], [Лебедев, 1997, с. 16—20]).

 
 
Яндекс.Метрика Главная Ресурсы Обратная связь
© 2008—2024 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.