Главная / Воспоминания / С. Никоненко. «Василий Шукшин был самым скромным из всех, кого я знал»

С. Никоненко. «Василий Шукшин был самым скромным из всех, кого я знал»

«Москвичка». — 24.07.2014.

25 июля писателю, режиссеру, актеру Василию Шукшину исполнилось бы 85 лет. Сергей Никоненко, который работал с ним, дружил, в настоящее время завершает художественный фильм по рассказам Василия Шукшина

В интервью «Москвичке» Сергей Петрович рассказывает о своей экранизации трех рассказов Василия Макаровича, о взаимоотношениях с его вдовой и дочками, о наследии Шукшина. А также делится личной информацией о причинах развода Василия Макаровича с третьей женой — однокурсницей Никоненко — Лидией Александровой.

— Сергей Петрович, какие произведения Шукшина выбрали для своей экранизации? Кто играет главные роли?

— Замечу, что работа над этой картина близится к завершению. В экранизацию вошли рассказы Шукшина: «Охота жить», «Осенью», «Билетик на второй сеанс». В главных ролях — мои любимые артисты: Нина Усатова, Валерий Баринов, Станислав Любшин, да, и для себя роль нашел — паромщика Филиппа из рассказа «Осенью». Моего героя любила прекрасная девушка, но вышла замуж за другого. «Осенью» — совершенно пронзительный рассказ Василия Макаровича.

— Вы хорошо знакомы с гением Шукшина как в литературе — один из лучших чтецов его произведений, так и в кинематографе — снимались в его картине «Странные люди». На ваш взгляд, в чем было истинное призвание Шукшина, с какой миссией он пришел на Землю?

— В фильме «Странные люди» я снимался с Евгением Евстигнеевым, и это был уникальный опыт. Каждую минуту Евгений Александрович импровизировал, сочинял на ходу и нередко отступал от текста Шукшина. Я даже сказала Василию Макаровичу: «Разве Евстигнеев не знает ваш текст?», на что Шукшин ответил: «Сережа, да ведь это неважно — знает он текст роли, или не знает? Лучше посмотри — как Евстигнеев живет в этой роли, как существует в кадре, как дышит, смотрит, молчит».

Добавлю, что с Евгением Александровичем мы приходили домой к Шукшину, чтобы репетировать. Причем репетировали много. Что касается миссии Василия Шукшина на Земле, то она была в том, что он проповедовал правду и справедливость. Разумеется, русскую литературу представить без Шукшина невозможно. Но если бы он не ставил свои картины и роли, то наш кинематограф был бы беднее. Я бы не стал бы делить гений Василий Макаровича, ибо в данном случае, это бессмысленно.

Шукшин — большой художник, невероятно одаренный человек. Господь наделил Василия Макаровича редким чувством справедливости. Он так и говорил: «Нравственность — есть правда».

— В настоящее время на Первом канале идет фильм «Станица», где вы играете вместе с дочерью Василия Шукшина — Марией. Режиссер фильма Владимир Шевельков рассказал мне в интервью о том, что «у Сергея Никоненко и Марии Шукшиной были свои, личные взаимоотношения на съемочной площадке». Как вы относитесь к родственникам Василия Макаровича?

— К Машеньке отношусь очень хорошо, также как и к ее младшей сестре Ольге, и к их удивительной маме — Лидии Николаевне. Непонятны мне их личные разногласия, о которых пишут СМИ. С Машенькой я снимался в фильме Василия Шукшина «Странные люди», когда ей было полтора годика. В шесть лет Маша снялась уже в моей первой картине «Птицы над городом». И пятилетняя Оленька там тоже снималась. На съемки приходил их папа. Я видел, как его доченьки летели к папе как мячики, бросались на шею, а он их подхватывал прямо на лету. К сожалению, это был последний год жизни Василий Макаровича. С Лидией Николаевной я снимался в нескольких фильмах. На съемочную площадку Лидия Николаевна часто брала своих дочек. Она их обожала. Повторяю, что не понимаю — откуда взялись эти недомолвки Лидии Николаевны с Олей.

— Сергей Петрович, на ваш взгляд, брак Василия Шукшина и Лидии Николаевной Федосеевой-Шукшиной был счастливый?

— Если Василий Макарович не развелся с Лидией Николаевной, значит, он был счастлив с ней. На моих глазах происходил разрыв Василия Макаровича с одной из его жен — актрисой Лидией Александровой. Лида училась на моем курсе, у Сергея Герасимова. Поэтому Василий Макарович был частым гостем на нашем курсе. Любопытно, что с нами училась и Лидия Федосеева, ставшая после развода с Лидией Александровой его последней женой.

А с Лидой Александровой Василий Макарович расстался потому, что она написала на него бумагу в парторганизацию, приревновав его к своей однокурснице — Ольге Лысенко. Увидела, что в столовой Шукшин пьет чай с Олей, и накатала на мужа бумагу — молодая была! В этой бумаге она просит парторганизацию уберечь коммуниста Шукшина от аморальных поступков. Василия Макаровича вызвали на партком, где заседал и учитель Лиды Александровой — Сергей Герасимов (Шукшин к тому времени окончил режиссерский курс Михаила Ромма).

Герасимов сказал, что коммунист Шукшин сам разберется в своей личной жизни, а вот Лиду Александрову наказал — оставив ее на второй год, чтобы она больше у него не училась. Это был исключительный случай — Герасимов, если брал студентов на свой курс, то всех доводил до ума — никакого не отчислял.

А Шукшин на следующий день после собрания повел Лиду Александрову разводиться, сказав, что такая жена ему не нужна. Подробности этой истории знаю от самого Шукшина, потому что после развода с Лидой Александровой он нередко ночевал у меня дома, на моей знаменитой раскладушке, на которой кто только не спал — Коля Губенко, футболист Эдуард Стрельцов, Гена Шпаликов и даже Никита Михалков. Замечу, что Никита попросился на ночлег на две ночи, а прожил у меня восемь месяцев — с февраля по октябрь.

— Каким человеком в обычной жизни был Шукшин?

— Самым скромным из всех, кого я встречал на своем веку.

— Сергей Петрович, вы же учились вместе с Николаем Еременко, Вадимом Спиридоновым, Николаем Губенко, Ларисой Лужиной, Жанной Болотовой? Кто из вашего курса был самый талантливый?

— К сожалению, Коля Еременко, Вадим Спиридонов, Талгат Нигматулин прожили очень мало. Они создали яркие образы в кино. Пожалуй, самым талантливым был Коля Губенко. В наш ВГИК съезжалась вся Москва, чтобы посмотреть спектакль с Губенко «Карьера Артура Уи», и это все происходило на наших глазах. На сцене Коля Губенко был гениален. А девочки: Галя Польских, Жанна Прохороненко, Жанна Болотова, Лариса Лужина — все звезды. Только на курсе они появлялись редко — ездили по миру, представляя картины со своим участием. Весь мир, без преувеличения, был у их ног.

Анжелика Заозерская.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Ресурсы Обратная связь
© 2008—2024 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.